Си Цзиньпин войдет в историю Китая как лидер, предложивший три глобальные инициативы: цивилизации, развития и безопасности. В совокупности эти инициативы составляют часть предложения Китая по реформированию мирового порядка и с тех пор включены в его концепцию «Сообщества единой судьбы человечества».
Предложенная товарищем Си альтернатива существующему миропорядку, который, по мнению компартии Китая не смог решить глобальные проблемы и поставил под угрозу мир во всём мире. Глобальная концепция Си Цзиньпина намеренно сформулирована в рамках критики гегемонизма США.
Инициативу по глобальной безопасности товарищ Си впервые предложил на Азиатском форуме Боао в апреле 2022 года. А уже сейчас в нее входит почти 100 государств. Причем среди них, по подсчетам Международного института стратегических исследований (IISS), есть и другие сверхдержавы — Россия и США. А также многие западные страны: Великобритания, Франция, Германия, Израиль.
84 страны в мире (в том числе Россия и США) импортируют из Китая оборудования для служб безопасности, в том числе аппаратуру и технологии слежения.
31 страна (в том числе Россия) участвует совместно с Китаем учениях и операциях правоохранительных органах.
В 19 странах Китай организует тренинги для местных полицейских структур (среди них, например, Северная Корея, а также несколько постсоветских государств Центральной Азии).
Однако самое тесное сотрудничество у Китая сложилось с пятью странами, с которыми полицейские проводят совместное патрулирование. Это Соломоновы Острова, Кирибати, Сербия и, как ни странно, Хорватия и Италия.
И, кстати, вовсе не Россия — самый важный партнер Китая по глобальной безопасности. 4 страны (Соломоновы острова, Казахстан, Таиланд и Мьянма) сотрудничают с Китаем по наибольшему количеству направлений, подсчитали эксперты IISS. Но это и логично. Таиланд, Мьянма и Соломоновы острова расположены в Тихоокеанском регионе, который для Китая является стратегически важным.
Кстати, меньше всего стран, с которыми Китай успел наладить оборонное сотрудничество, — в Экваториальной Африке. Но, видимо, это дело времени, уверены эксперты IISS. И вот почему.
Глобальный проект Си Цзиньпина закрепляет положение Китая как сверхдержавы. Причем ООН и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) уже приняли китайские нормы и методов обеспечения безопасности.
Китайский подход к глобальной безопасности доминирует на многих международных форумах, таких как Форум мира и безопасности «Китай — Африка» и Ланьцанцзян-Меконгская платформа глобального сотрудничества.
Такие крепкие связи в сфере безопасности помогают Китаю напрямую защищать своих граждан и предприятия, которые ведут стратегически важную деятельность за рубежом. Причем Китай стремится играть все большую роль в мировой безопасности по всем доступным направлениям, пишут эксперты IISS в докладе. Речь идет не только про масштабный экспорт оружия и амуниции, проведение совместных учений и модернизация полиции в бедных странах. Китай играет все большую роль в таких областях, как борьба с терроризмом, кибербезопасность, биобезопасность.
Такой широкий ассортимент охранных услуг позволяет Китаю медленно вытеснять США с глобального рынка безопасности. Все больше стран так называемого «Глобального Юга» хотят сотрудничать с предсказуемым и надежным Китаем, а не с США. Уже есть масса примеров такого сотрудничества.
Например, международная операция по борьбе с мошенничеством в 2023 году, после которой был создан совместный полицейский оперативный центр с Лаосом, Мьянмой и Таиландом. Или, например, «Летняя операция» в 2023 году, в ходе которой было задержано более 2000 подозреваемых в телефонном мошенничестве на севере Мьянмы.
Сейчас именно с Китаем в вопросах безопасности сотрудничают все топ-10 крупнейших по населению стран планеты. Даже те, с которыми у Китая есть давние противоречия. С Индией, например, китайцы проводят двусторонние спецоперации, а в Японию экспортируют аппаратуру и технологии для разведки и слежения.
С точки зрения Китая, полицейское сотрудничество даже с давними врагами позволяет укрепить его имидж как глобального и ответственного игрока. Еще одна задача — создать безопасные условия для китайских инвестиций за рубежом, для граждан и интересов Китая, а также доказать китайскому населению, что китайское правительство может обеспечить его безопасность за рубежом.
В этих инициативах есть и дополнительный политический элемент. Экспорт технологий и интеграция китайских специалистов в службы безопасности зарубежных стран предоставили Китаю возможности для сбора разведданных.