Финские чиновники опасаются, что Аландские острова уязвимы перед Россией, однако местные жители не хотят изменения статуса островов, утверждает журнал Economist.
Шведскоязычные Аландские острова являются самоуправляемыми и демилитаризованными, что означает отсутствие военного присутствия в регионе в мирное время. Они нейтрализованы, что означает, что провинция должна быть исключена из возможного конфликта. Кроме того, жители островов также освобождены от военной службы.
Генерал в отставке и депутат Пекка Товери утверждает, что статус островов выгоден лишь России. По его мнению, Москва помешает силам НАТО, которые будут в случае обострения ситуации отправлены в Финляндию.
Очередные страшилки, как у шведов с Готландом — или ищут предлог для снятия демилитаризованного статуса. А чем это грозит России?
— Аландские острова являются ключом сразу от двух заливов Балтийского моря — Ботнического и Финского, — поясняет историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский
— А если смотреть шире — то и от всей Балтийской акватории, поскольку находятся практически в самом её центре. Поэтому рано или поздно объявляются страны, которые хотели бы разместить там свои военные базы чтобы диктовать свои условия другим.
Нынешняя попытка пересмотра статуса Аландских островов связана со стремительным втягиванием Финляндии и Швеции в НАТО. Обитателей высоких кабинетов в Вашингтоне и Брюсселе не устраивает, что столь стратегически важная территория не может служить местом размещения военных контингентов, способных угрожать России. Если же учесть, что у нас осталось всего 7% балтийского побережья, разрезанного между Петербургом и Калининградом, то милитаризация Аландских островов вполне может стать источником роста напряжённости в регионе.
— Сами по себе Аландские острова — важная точка в Балтийском море, ключ к Ботническому заливу, — подтверждает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— С начала 19 века до провозглашения независимости Финляндии они принадлежали Российской империи.
Демилитаризованы они с середины 19 века. Для России этот статус удобен. Любые слова скандинавских политиков о потенциальной угрозе с нашей стороны являются ложью. Российский контроль над Аландскими островами невозможен без владения островом Сааремаа и западным побережьем Финляндии.
Все ровно наоборот. Финляндия и Эстония уже угрожали России блокадой Калининградской области. И возможная милитаризация Аландов, на 95 процентов населенных переставшими быть нейтральными шведами — на руку НАТО.
Увы, у России сейчас нет механизма противодействию одностороннего порядка милитаризации островов. Наш максимум в этом случае — разрыв дипломатических отношений со Швецией и Финляндией.
В то же время становится донельзя понятным историческое стремление России владеть Прибалтикой, а желательно и самой Финляндией вместе с теми самыми Аландами. Пока у прибалтийских змей есть зубы — они будут сочиться русофобским ядом.
— С военно-стратегической точки зрения Аланды действительно важны. Если предположить, что острова займет Россия, это тут же создает угрозу для наиболее густонаселенной части Финляндии, включая Хельсинки. Создается угроза и для Швеции, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— По сути, контроль над Аландами — это контроль над всей северной частью Балтийского моря, известной как Ботнический залив. Напротив, если на островах разместить военные объекты НАТО, под угрозой оказываются все российские коммуникации в Финском заливе.
«СП»: Почему они демилитаризованы? Что это означает?
— Они демилитаризованы со времен Крымской войны. Этот статус впоследствии был подтвержден нейтралитетом Финляндии, частью которой острова являются, а также их особым автономным статусом в составе этого государства. Сегодня, когда Финляндия отказалась от нейтралитета и вошла в НАТО, нейтральный статус островов для нее стал проблемой.
«СП»: Финны пугают, что мы хотим из забрать, но нужны ли они нам?
— Острова входили в состав Российской империи как часть Великого княжества Финляндского, и там размещались русские военные объекты, в том числе во время Первой мировой войны. Население там шведское, что и определяет особый статус островов по отношению к Финляндии. России острова могут быть интересны с военно-стратегической точки зрения в случае возникновения большого конфликта на Балтийском море.
«СП»: Могут финны в одностороннем порядке изменить нынешний статус?
— Статус Аландских островов гарантирован многочисленными международными договоренностями, они обладают очень широкой автономией, так что в одностороннем порядке что-то им навязать Финляндия не может. Кроме того, подобные попытки могут привести к обострению со Швецией.
Однако на Аланды могут начать давить по линии ЕС и НАТО, которым нейтралитет архипелага сейчас не выгоден. Запад постарается оформить ликвидацию нейтрального статуса как «суверенное» решение властей автономии. Но, очевидно, сделать это будет непросто, т.к. местное население против отказа от нейтралитета.
«СП»: Нам это представляет опасность? Что они в теории могут там разместить?
— Учитывая, что Аланды нависают над входом в Финский залив, появление там любых военных объектов не отвечает интересам России. С присоединением Швеции и Финляндии к НАТО Балтийское море фактически превращается во внутреннее озеро НАТО. Соотношение сил там сейчас сильно не в пользу России, за которой остается лишь узкая полоска побережья на Финском заливе и в Калининградской области. Аланды — это последний осколок былого нейтрального статуса северной части балтийской акватории, и желательно, чтобы этот статус сохранялся максимально долго.
«СП»: Чем мы можем ответить в случае реализации такого сценария?
— Если острова откажутся от нейтралитета, России не останется ничего иного, как рассматривать их в качестве одной из приоритетных военных целей в случае возникновения конфликта на Балтике.